«Откусывать» со смыслом

Совсем скоро в Kalacheva School состоится долгожданная премьера: онлайн-курс от Анны Цымбал «Практическая линогравюра».

О том, в чём польза и прелесть линогравюры, Анна рассказывает от первого лица >>>

Пригодится всем

Я рисую буквы и иллюстрации, могу рисовать от руки маркером, могу на планшете, а могу и вырезать линогравюру. Так что линогравюра — это просто дополнительный навык, который отлично сочетается со всеми темами, которые я уже давала студентам на своих курсах.

Линогравюра — это техника, это инструмент. Это не направление творчества, она ничем не ограничивает художника в тематике.

Если кто-то из учеников рисует леттеринг-композиции для себя или в подарок, или на продажу, он сможет в линолеуме делать тиражные оттиски со своими композициями. Если кто-то занимается скетчноутингом, сможет сделать штампы с часто используемыми символами и сочетать рисованную уникальную графику с оттисками.

Пример работы из курса «Практическая линогравюра»

Внимание на фон

В процессе преподавания мне много раз приходилось внедрять линогравюру в программу, чтобы помочь студентам переключить внимание на белое пространство вокруг объектов. В работе с графикой, с ритмом и пятном это очень важно — видеть и формировать не только пятно, которое изображает объект, но и внимательно формировать пространство вокруг.

Раньше, в оффлайн курсе по леттерингу, я давала много разных упражнений на межбуквенные интервалы и внутрибуквенные просветы. Но всё равно видела, как студентам было сложно сместить фокус внимания с черных линий на белый фон. Ведь натренироваться уделять фону столько же внимания, сколько и самому рисунку — это непростая задача, это непривычно. Поэтому я тогда стала вводить в курс короткие тренировки с лино.

Потому что в гравюре «белое», фон — это как раз то, что мы вырезаем. Мы прикладываем усилия, чтобы сформировать пробелы, дырки, пустоты между объектами. Поэтому всё внимание на фон. Максимально.

Пример упражнения из курса «Практическая линогравюра»

Если хотя бы немного поработать с линогравюрой, фокус внимания смещается на белое пространство, и «развидеть» его потом не получится. В акварели, в пастели или в диджитал, в натюрморте или в пейзаже, вы везде будете видеть «пространство между». Это очень крутой навык и он значительно повышает уровень мастерства. Так что я — как педагог — люблю линогравюру в первую очередь за прокачку глаза и внимания.

Ну, а как художник я полюбила линогравюру за характерную пластику.

Пример работы из курса «Практическая линогравюра»

Я помню, как на курсе скульптуры нам в институте рассказывали, что скульпторы делятся на два типа — есть те, кто набирает форму, например глиной, сделал заготовку-яичко, прилепил ей носик, прилепил ей выпуклые уши… и так от малого к увеличению объёма. А есть те, кто вырезает, например, из камня, от большого куска, постепенно вырезая малые кусочки, получают детализированную сложную форму.

Вот я ещё тогда на втором курсе института поняла, что я ближе ко вторым. Мне приятнее «откусывать» от пятна, чем расширять его. Я так яснее чувствую форму, и мне нравится такой подход. В линогравюре мы работаем именно так — откусываем от большой формы всё то, что нам не нужно, всё, что станет фоном. И это влияет на пластику пятен и линий. Все формы и силуэты немного «покусанные», пластика линий упругая и чаще вогнутая, чем выпуклая. В этом есть своя особая очень выразительная и узнаваемая эстетика.

Пример работы Анны Цымбал

Главное — желание

Как я уже говорила, линогравюра — это просто инструмент. И применять его может художник любого уровня.

В целом весь процесс линогравюры можно разложить на два этапа:

  • вырезание
  • печать

Вырезание — процесс долгий. Надо прикладывать физические усилия. Движения штихелем непривычны всем — и тем, кто рисует каждый день, и тем, кто никогда не держал в руках карандаша. Вырезать можно с собственных эскизов, или с фотографии или чужой заготовки, это не так важно для процесса линогравюры.

Печать — это поле для экспериментов. В печати мы ничем не ограничены и можем дать волю своей фантазии, поэкспериментировать с бумагой, с градиентами, с сочетаниями разных цветов и фактур, с наложением слоёв. И тут важнее эстетический вкус, фантазия и творческий задор, чем рисовальный или живописный опыт.

Хотите разобраться, что же такое линогравюра на практике? Обратите внимание на онлайн-курс Анны Цымбал «Практическая линогравюра». Начало обучения 2 сентября, самое время записаться на курс >>>

#линогравюра #гравюра #линолеум #творчество #художник #оттиск

Больше интересных статей здесь: Линолеум.

Источник статьи: «Откусывать» со смыслом.